andreios_ab: (monk)
2017-09-14 10:50 pm

Острая техническая мысль

С благоговением разглядывая извлеченное сердце старца Хэнде...

«Зачем ты сказал отцу, что его понимание жизни на механическом уровне – ограничивается знанием устройства карбюратора и коробки передач? ... Да это же сложные механизмы, а отец твой их глубоко понимает».

andreios_ab: (monk)
2017-09-04 05:02 pm

Все когда-то попадались на это

Геронда согласился на эту беседу при условии, что любопытный паломник, поселившийся у его пещеры несколько недель назад, заготовит ему дров на семидневную топку.
Подслушать... )

— Это ясно... Я немного о другом. О сущности религии. Один мудрец писал в Дриме, что в ней всё дело. Что это она так влияет на человека. И когда речь шла о раздираемых внутренними противоречиями, мне кажется, это было о том же примерно. Геронда, о религии как таковой, механизме её воздействия на человека можно что-то сказать? И только ли психически больные попадают под её власть?

— Религии как таковой нет и никогда не было. Я не знаю, что это такое. Религия - это просто удобное определение для описания некоторых явлений. Все, что называют религией или религиозностью, может быть описано без этого определения.

— Я тоже начинаю иногда думать об этом так. Спасибо!

— Религией называют один из способов коммуникаций со своими характерными признаками. Характерными, но не уникальными при этом.

— А что за признаки?

— У всех свои. У кого икона и крест, у кого нижнее белье специальное, как у мормонов - и т.д. Как православный узнает православного? Как иудей - иудея?

— А, внешние…

— А что, внутренние есть? Внутри все одинаковые. У всех все однаково и очевидно. Начинаешь с понимания, что ты - особый, потом для своей "уникальности" ищешь подходящий формат, встраиваешься в него и взаимодействуешь с другими такими же "избранными" до упора, пока не разочаруешься или не умрешь.

— Ха! Вот тут не вполне могу согласиться. Начинаешь с того, что мир сложнее, чем нас учили в школе. Что наука многого не знает. Ищешь скрытые смысли, знаки и прочее — пытаешься постичь суть вещей. А "избранность", тщеславие - сопутствующий фактор.

— Ага, наука многого не знает, при этом, чтобы понять сам научный метод, требуется немало интеллектуальных усилий, а для меня особого есть особый путь познания. Немытые мудрецы с туманным прошлым мне расскажут про тайны мира в местах силы.

— Эээ, да тут тебя ещё активно запутывают умные люди! Со ссылкой на ту же науку. Осипов вон как прекрасно говорит об ограниченности научного метода! И паттерны, опять же... Умные и образованные тоже попадаются, о чем здесь говорить! Я про космофизику смотрел, это очень тоже сильное впечатление, когда тебе один из выдающихся космофизиков мира в камеру заявляет, что агностик, рассказывая невероятные вещи об устройстве вселенной... Мне кажется, геронда, в общем, все не так просто.

— Все ищут свою паству и хотят стать сытым и успешным гуру. Даже в науке, где, кстати, очень много шарлатанов. Псевдонаучный бред заметить очень сложно в некоторых случаях. Ты думаешь, что тебе говорит исследователь, а это гуру от науки. Разумеется, я упрощаю.

— Эх, пока разберёшься... Не всегда к религии приводит тщеславие, иногда всё же поиск истины в сочетании с сопутствующими психологическими факторами.

— Поэтому всегда нужно быть в связке с конкретным, материальным и земным, всем слишком человеческим.

— Да!

— Это и есть настоящая скрепа. Конкретное, земное и материальное - скрепа. Те, кто учит другому, просто хотят получить твоё себе.

— Эх!
andreios_ab: (philosopher)
2017-08-23 11:03 am
Entry tags:

Это была свобода

Аллегорический отзыв о сервисе BlaBlaCar
 
Профессор совлек эрудированного человека с интеллектуальными делами его и облекся в шоферскую ризу на несколько дней. Пенсне сменил на папиросу, потертый джемпер - на кожаную куртку, пропахшую дизельным топливом. О нет, он уже не был тем согбенным умником. Он шел в дальнобой. Его ясный взор обнимал горизонт. Он ласкал полотно дорог, а пассажиры дрожали от благоговения, понимая, что все они - в мозолистых руках этого странного шоферилы, не такого, как все.
 
Жуя махорку и надвигая кепаччку гаврош, он щурился и потирал небритые щеки. Снисходительный к их слабостям, делал остановки. Сотни-тысячи километров пути. Другой жизни как-будто не было. Дети смотрели на него как на бога дорог, женщины старались скрыть заинтересованность, парни откровенно завидовали. Это была свобода. Ее дух. Ее присутствие.
andreios_ab: (church)
2017-08-18 11:13 am

Мрак тьмы им сбережен навек

Об этой книге, наверное, еще много буду писать. Впечатляющий рассказ о Дидахе, истории этого самого раннего христианского письменного источника с подробным разбором всего Учения по пунктам, влиянии его на Новый Завет, а, самое главное, об их общем контексте: жизни иудеохристианской общины, появлении и нарастании острого конфликта с языкохристианами, вдруг переосмыслившими роль лидеров и значение иерархии в христианской общине - вот обо всем этом в книге игумена Иннокентия (Павлова), благодаря которому я однажды постиг всю мощь новозаветной керигмы. И вот опять. Это бомба, друзья!

Все начиналось уже тогда...

Они, без стеснения пирующие с вами, суть пятна на ваших ужинах любви, пасущие самих себя; они — безводные облака, приносимые ветрами; бесплодные осенние деревья, дважды умершие и искорененные; бурные морские волны, поднимающие пену своего срама; блуждающие звезды, которым мрак тьмы сбережен навек.

andreios_ab: (monk)
2017-08-09 05:02 pm

«В твоих песнях надежда есть»

Почитал журнал православного писателя Станислава Сенькина.

http://stas-senkin.livejournal.com/

Делюсь избранным.

Духовное пробуждение

Read more... )

Культурно-православный казус «Матильда»

Read more... )

Поповская планида

Read more... )

Быть христианином

Read more... )

Пасхальное послание

Read more... )
andreios_ab: (church)
2017-08-01 05:35 pm

"Церковь" Ганса Кюнга

 Редчайший пример качественной богословской литературы, доступной на русском языке. Медленное чтение этой книги сотворит над читателем чудо. Причем, стать свидетелями чуда над атеистом шансов у наблюдателей гораздо больше, чем над верующим: последнему будет очень трудно расстаться с убеждениями, которые в него годами вбивали церковные идеологические работники прошлого и настоящего, первому же понадобится знакомство с Библией и общей проблематикой церковной жизни, ну и готовность внимательно до конца прочитывать и понимать все эти библейско-богословские штучки.
 
Раздел "Служения в Церкви" следует как можно скорее признать экстремистским за рассказ о том, как среди живых камней, то есть всех верующих, каждый из которых первоначально, в библейском смысле, был священником и полноправным совершителем таинств, имеющих изначально, кстати, исключительно земной смысл, постепенно произошло разделение на мирян и духовных лиц, при том, что духовные лица в этом разделении имели статус не сакральных фигур, а обслуживающего персонала, но потом на добычу набежали хищники...
 
Не знаю, зачем я рекламирую эту книгу? В реализации тиража я никак не заинтересован. Светскую Теологию не воскресить. Верующие и так все знают про церковь. Атеистам предстоит серьезное испытание религиозной риторикой на 700 страниц. Но я знаю, каким я вижу подготовленного бойца, который пройдет подготовку по этой книге Кюнга: (1) он научится выделять в общей церковной массе жуликов и проходимцев, (2) невежд, для которых узнавание своей же традиции стало бы шоком, (3) знающих, но молчащих терпил, (4) наконец, тех кто становится шутом именно потому, что всерьез относится к тому, что написано в Библии даже через 2000 лет, и при этом вроде не дурак по жизни.


andreios_ab: (circle)
2017-07-30 10:40 pm

Читая Библию

 О том, что наш мозг принимает решение раньше, чем мы это осознаем и приступаем к действиям по своей "свободной воле", знал еще апостол Павел, но объяснял, как мог: "Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению" (Флп 2:13).
andreios_ab: (monk)
2017-07-24 09:30 pm

Геронда вышел из пещеры, словно прочитав мысли пилигрима

 «Я не знаю, есть ли Бог, но в сегодняшней церкви сплошное извращение, сектантство. Тут не к чему возвращаться. Мне просто всех очень сильно жаль. Всех участников этой драмы».

- Жалость - это ловушка. Если человеку плохо, он что-то меняет. Если он ничего не меняет, значит ему так хорошо.

- Когда ты сам ни с чем не определился до конца, ты не можешь взять и поменяться, предложить «положительную программу» взамен веры. Так чего людям мозг выносить? Зачем критиковать? Смущать?

- Выносить не надо. Надо просто уживаться со странностями других. Ну верят люди во что такое свое. Ну что с того. А все положительные программы - такая же иллюзия, суррогат.

- Я тоскую о времени определенности и упоения церковной жизнью - но не слишком. Мне сейчас ХОРОШО. В миру, на мирской работе, среди мирских забот. У меня нет никакой ломки - только в церкви и то, потому что я чувствую фальшь в учении и в реализации. А хороших людей внутри жаль по-настоящему. Что живут иллюзиями, что верят подлецам. Что обратной дороги нет.

 - А что их жалеть? Они всю жизнь так проживут и такими умрут. А понимание ими реальной ситуации - это страшная боль. А так они живут и тащатся. Как нарики. Люди жалеют алкашей, нариков, но те - самые счастливые люди, пусть они и разрушают себя и гниют. Они счастливы а вокруг них все мучаются. Окружающим надо жалеть себя, что они понимают безумие и трагичность ситуации, а не этих духовных наркоманов, для которых ты — недочеловек.

andreios_ab: (monk)
2017-07-22 06:33 pm

Что я понял про духовную жажду, читая духовные книги

Религия дает нам то, что мы не можем иметь, то чего мы никогда не получим. Бог нужен тем, кто от отношений хочет чего-то большего, чем то, что дают отношения с людьми и животными. Пребывание в истине, спасительная определенность, уверенность в невидимом и прочие описания состояния якобы преодоленной неудовлетворенности - это статус удовлетворенного владельца без предмета обладания и якобы существующих идеальных отношений, когда тебя принимают таким, какой ты есть, полностью тебя понимают, при этом никак не парят и не создают проблем - у тебя якобы есть твой идеальный друг, любовник, начальник, отец, наставник, исполнитель желаний, инспектор, покровитель.
 
Когда у меня появляется новая игрушка, то я некоторое время радуюсь и получаю удовольствие от владения ею, но это надоедает, игрушка разочаровывает. Но мне так хочется вновь испытать эту радость, что я начинаю искать другую игрушку. И, хорошо понимая это, святые отцы, учили не создавать себе идолов (машины, дома, женщины, шмотки, гаджеты), а уповать лишь на то, чего мы не можем иметь, никогда не получим, надеяться на то, чего нет, на того, кого нет, а следовательно блаженство обладания наше - наша радость от покупки без покупки - будет вечным. А если вдруг я разочаруюсь, то значит я что-то делал не так и не так настраивал себя, и это будет разочарование в идоле, а не в Нем.

То есть голодному надо понять, что меню всех земных ресторанов неправильное, потому что потом опять придет чувство голода, и найти ту единственную настоящую пищу: научиться правильно представлять себе идеальный обед и от одних этих фантазий о нем становиться сытым. 

Важный апдейт в связи критикой профессора: обвинением его в богословской незрелости а называнием плодов его духовного творчества детской фигней.
 
Критики: "детская фигня, во-первых, ты должен понять, что ты - это не твое тело, а тело - это не ты (Sic!)", "Читая книги, автор забыл проверить написанное на деле (sic!) (посредством молитвы и участия в Таинствах, в общем, жизнью по искренней вере, о коей эти книги написаны), потому что никакая фантазия не может внушить голодному что он сытый, бездомному - что у него есть квартира и т.д." 

Здесь: http://quangel.livejournal.com/861856.html
 
Апология: "Расторжение уз вещества", получение "небесной славы Христовой", "приближение к невещественному" и т.д. до бесконечности. Речь же идет о "голоде души" и духовной жажде. Именно святоотеческая фантазия внушает, что пища - это не пища для человека, а квартира в собственности - на самом деле не принадлежит тому, кто думает, что он этим владеет. И тем, у кого всего этого нет, святые отцы говорят, что не нужно к этому стремиться, потому что потом наступит разочарование. Все это - грязь, заменяющая Небо, в которую не нужно погружаться, лучше сразу перепрыгнуть через этот этап и переключиться на "правду, пребывающую вовек". Или вы хотите сказать, что это не фантазия, и во всем этом ориентире "на блага будущие, чтобы не удивляться настоящим" что-то есть? Речь идет о том, что все радости и удовольствия испытываемые нами от обладания или пробования чего угодно в мире, правильному человеку - по версии святых отцов - уже доступны, и у всего этого надмирный источник. Не фантазия? Конечно, проверить это на деле, как вы пишете, можно только одним способом: истово веря во все это и имея "доказательства" истинности этого опыта. Но это не называется проверкой, это называется праксисом верящего во все это человека. Для него, разумеется, это все не фантазия, а "реальный" опыт возрастания в благочестии и получения благодати.
andreios_ab: (Default)
2017-07-15 02:07 pm
Entry tags:

Комсомолец на допросе

В вечерней застольной беседе за бокалом вина тезисно пересказал книгу архиепископа Михаила (Мудьюгина) "Русская православная церковность" и привёл несколько мыслей протоиерея Георгия Митрофанова о почитании святых, поклонении мощам и святости верующих - теперь меня, заносчивого гордеца, как бы не существует для православных родственников. Вот оно как. Сокрушаюсь о том, как же глубоко сидит в людях эта зараза, и какие превращения происходят с людьми в тот момент, когда уже даже не говорят, а кричат "Бог есть любовь"... Всем духовных даров смирения, вразумления и кротости.
andreios_ab: (monk)
2017-07-09 05:31 pm
Entry tags:

И паки про монашек

Недоверие стало частью натуры Андрейоса, а подозрительность и суровость уже оттолкнули от него достаточно добрых людей, а что особенно обидно, подруг. Может, все от того, что услышав кое о чем, он весь преображается и становится невыносим, пока не установит истину.
 
Вот и на этот раз, когда в музее Грина в Старом Крыму, он услышал, что последний домик в жизни писателя, единственный свой домик, супруга Грина выменяла на золотые часы у двух монахинь, Андрейос вдруг включился, выйдя из состояния апатии с мыслью "Совпадение? Не думаю!" и стал задавать вопросы... Вдруг вспомнилась история, рассказанная старшими, что при выселении семьи из Старого Крыма в Казахстан семейный двор заняли тоже монашки, заранее положившие глаз на милые домики. Заняли сразу после выселения.
 
Итак, выявлены два случая, свидетельствующие об активной риэлторской деятельности монахинь в сфере частной недвижимости в Старом Крыму, и оба случая "с душком". Надо будет заняться историческим расследованием.
andreios_ab: (monk)
2017-06-26 06:08 pm

Из бесед пилигрима с герондой

 — Пожертвование квартир и всего имущества монастырям глубоко укоренено в монашеской традиции и имеет серьезное богословское обоснование. Нажми на эту точку — поднимут вой. Аргумент тут только один: традиции менялись в зависимости от времени. Это было введено, когда все были равны в монастыре и игумен, как преподобный Сергий Радонежский, служил братии, а не наоборот. Теперь же социальное расслоение, злоупотребления, люди не те, и эта практика должна быть устранена — по плодам, по причине множества сломанных судеб. То, что было христианством, из-за злоупотреблений превратилось в тоталитарную секту. Со всеми признаками секты. 

— Отжим хат — тема богатая, да. Порой думаешь, что все только ради этого.

—Да нет, конечно. Просто «жизнь жительствует». Хлебное место, хлебные идеи. Время победившего атеизма в церкви.

— Это сложная и опасная тема.

— В каком смысле? В физическом или в метафизическом?

— В обоих смыслах… Как получать, ничего не производя? Вести пасомых к свету. Как получать больше, ведя пасомых к свету? Совершенствоваться в пастырских приемах. Совершенствование пастырских приемов приводит к производству «мудрости», следствию, которое ошибочно считают причиной, путеводной звездой.

— Верно. Но на это способен только атеист или сатанист, отъявленный циник. Разве нет?

— Да. А порядочный неверующий будет учить прямым и бесплатным отношениям с Богом, раз уж нельзя говорить о Его отсутствии, ибо не каждый вместит. И полной независимости от себя как духовного наставника, нужного только на промежуточном этапе. Это война между врачами за пациентов. Первые хотят наживы, вторые — желают исцеления. Атеисты сражаются с атеистами за верующих!

— Сражаются. Иногда просто из жалости.
andreios_ab: (philosopher)
2017-06-25 10:02 pm
Entry tags:

Серый поребрик у серой волны

Мои руки - Балтийский завод, Мое сердце - Дворцовая площадь... Все, как я люблю: прямо с работы сел и поехал куда-нибудь подальше. На этот раз в Питер. Между двух ночевок в машине и дороги-дороги-дороги две остановки: милая «незаконная» Елизаветинская церковь на академика Байкова и непрозаичная встреча в прозаичном ресторане, посвященная проблемам оптоэлектроники, российских нанотехнологий, философии науки и бытовым аспектам мифологического мышления. С огромным интересом слушал тех, кто моложе на треть жизни, о росте духовности глазами молодых инженеров с завода. Потом круг почета вокруг ростральных колонн и грустный путь домой. Нечего рассказывать, короче.
andreios_ab: (monk)
2017-06-17 06:05 pm
Entry tags:

После чая

Тот, о ком, чтобы усилить в неразумных страх, они говорят как о работающем на Америку и подкупающем всех, кто утверждает то, чего они не хотели бы слышать о себе, в день субботний был во власти Духа и услышал за спиной как бы трубный глас: "С понедельника в магазинах!" Он повернулся, чтобы увидеть, чей это голос говорил с ним, и, повернувшись, увидел как бы отполированную медь, переливающуюся огненным блеском, и словно очертания голов. И вот уже медь стала словно бы янтарем, объятым огнем, сжегшим все под ним дочерна. Когда он увидел это, он в оцепенении пал ниц. Но Дух поднял его и поставил на ноги c благоговейной мыслью, что конкуренты не только захотели, но и смогли.
andreios_ab: (joy)
2017-06-16 12:52 pm
Entry tags:

В библиотечку теолога

«Многоликий Христос. Тысячелетняя история тайных евангелий» Филиппа Дженкинса.
 
Писания, которые пытались запретить и уничтожить. Священные тексты, которые считали навсегда утраченными. Сегодня они возвращаются в нашу культуру во всех своих мощи и красоте. Эти книги отражают веру тех, кто когда-либо следовал за Христом, но оказался вне официальной идеологии.
 
Нетрадиционные представления о Христе как они есть поразительны, а подчас и шокируют, но для многих людей по всему миру на протяжении двух тысячелетий они продолжают оставаться источником искренней и сильной веры.
 
Филипп Дженкинс приглашает читателя выйти за рамки традиционных представлений и узнать больше о том, как жили и во что верили последователи Иисуса в разное время в разных уголках мира, и как апокрифические тексты повлияли на мировую культуру от творцов великих классических произведений искусства до предприимчивых авторов современных скандальных романов.
 
andreios_ab: (monk)
2017-06-08 12:59 pm

Непреложные духовные законы

Обсуждая волнующую новость о грядущем втором издании «Исповеди бывшей послушницы» с разными людьми, пришлось говорить и с теми, кто оттуда, с передовой духовной брани, из твердого ядра. Знает, понимает, пережил, не мыслит будущего вне этого твердого ядра. Что же я услышал?
 
О Машиной книге можно сказать, что человек вдруг трезво посмотрел на происходящее, перестали действовать определенные нейромедиаторы. Это как единственный трезвый в компании пьяных вдруг испытывает шок от ситуации, от поступков, от слов, начинает говорить обо всем этом, но пьяные просто не в состоянии его понять, трезвый человек говорит явно не о том, что они видят и переживают в данный момент, но друг друга, пьяный пьяного, они понимают прекрасно.
 
А когда в компанию пьяных заходит трезвый, то как-то только он выпил и опьянел, то сразу чудо преображения происходит, противоречия преодолеваются.
 
А если трезвый человек в компании один, то хоть головой об стену бейся - тебя никто не поймет. Но самое удивительное происходит в тот момент, когда вдруг замечаешь, что некоторые в компании только притворяются пьяными... 
andreios_ab: (joy)
2017-05-22 12:31 pm
Entry tags:

Теотанатологическая картина мира

Несколько вводных тезисов из «Эпохи пустоты» Питера Уотсона накануне выхода книги.
  
 
«Споры о вере и о том, чего не хватает в жизни людей, в последние годы выродились в странную смесь абсурда и мертвечины».
  
«Несмотря на очевидный ужас и абсурдность многих аспектов религии, атеизм сегодня отступает».
  
«Успех» религии есть на самом деле побочный продукт неудачной попытки некоторых стран пройти модернизацию и повысить уровень безопасности своего населения».
  
«Многообразие современных проявлений религиозности означает только то, что мир возвращается в прошлое».
  
 
Так ли это? К чему приводят поиски безрелигиозного Откровения? Почему атеистические поэты, художники и музыканты вдруг оказались пророками в пульсирующей Пустоте? Чему из будущего, жизненно важному для всех, пока не нарекли имен и не подобрали образов? Предполагает ли единственный путь вперед разные состояния: веры или неверия? Будущее — это зиккураты и жрецы или исполняемый творением гимн, записанный на нотной «биобумаге» электронами, спиралью ДНК и естественным отбором?



andreios_ab: (monk)
2017-05-22 12:04 pm

Простите, но о себе

 Ей, возрадовахся зело, яко обретох. Люди пишут в ЛС, что, судя по всему, я - атеист, но в моих комментариях находят духовную поддержку. И советов просят. Если бы это было одно такое послание, то я и не заметил бы, на втором - стал задумываться, последующие навели на мысль о борьбе с прелестью, в итоге решил, что надо поделиться и посоветоваться с теми, кто имеет богатый практический опыт духовной жизни, хожу ли во истине.
andreios_ab: (philosopher)
2017-05-19 12:25 pm

Вот оно чё

 В одно детское образовательное учреждение сверху пришла разнарядка: должен быть хотя бы один человек, который подпишется под тем, что ездит на работу на велосипеде 15 километров минимум 1 раз в неделю, и что на работе есть благоустроенный душ для велосипедистов. Как минимум один человек от организации, чтобы статистика была хорошая. Нашли бабусю, у которой есть дома велик - она согласилась, если партия просит.
andreios_ab: (philosopher)
2017-05-15 03:18 pm
Entry tags:

И еще о «Превыше всего»

Лично для меня, загородная встреча отца Кассиана с куратором, затем разговор силовика с епископом и, наконец, сцена разговора Евсевия с Кассианом - самые сильные места в романе Дмитрия Саввина. Впечатляющий эпизод, особенно момент отказа благочинного сдать все деньги из черной кассы после всего, что было - в этой сцене униженный епископ словно скатывается по скользкой детской горке вниз, получив тычок в спину. И чуть ранее, когда Евсевий «подсаживается на измену» во время телефонного разговора об отмене поставок ГСМ для продаж налево. Очень жизненно. Художественно правдиво. Это вам не заморские басни вроде «Молодого папы».